Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

"А зори здесь тихие", 6 мая

В обсуждении "Дна" от 6 мая Фред поинтересовался, из-за какого спектакля я пропустила лучший (на мой взгляд) спектакль ЮЗ и попросил рассказать о нем.

Честно говоря, сразу не записала, в основном, из-за того, что обсуждала со всеми "Дно", размышляла над вопросами, которые там затрагиваются. Важные, и глубокие, и вневременные. И они заслонили мне "Зори". Причем подумала вот что. Юго-западные спектакли придавливают сразу, именно поэтому, возможно, юз-фанаты ходят на "Гупешку", которая даже в отсутствие юго-западных обязательных и важных атрибутов, таких как свет и музыка, буквально размазывает. Таким же для меня оказался "Рассказ о семи повешенных" в театре Табакова. А РАМТовские спектакли, в основном, берут другим. Они поражают интеллектуально или эмоционально, или эстетически, но проникают постепенно... Но через какое-то время бы оказываешься полностью у них в плену и начинаешь размышлять над увиденным. Ну, или как "Берег утопии", где ты на весь день погружаешься полностью в атмосферу середины XIX века и наблюдаешь почти изнутри за жизнью героев русской истории и литературы. (У меня как-то так получается. Даже "Ничья длится мгновение" имеет латентный период.)


Чуть про героев. Старшина -- замечательный актер, причем играет роли умных, интеллигентных, мудрых людей: Эгль в "Алых парусах", Библиотекарь в "Приглашении на казнь", художник Мале в "Красном и черном", редактор журнала, историк и польский революционер в изгнании в "Береге утопии". А тут -- простой солдат. Слегка контуженный, малограмотный. И еще растерянный, поскольку совершенно не знал, как ему управиться с такой оравой девчонок, всех таких разных, шумных и уравновешенных, мягких и разбитных, циничных и интеллигентных, совсем юных девочек и взрослых женщин. И все подтрунивают над ним и пытаются его построить. И он, начальник, старшина в растерянности. По уставу он старший (девчонки и называют его старик, хотя ему по роли лет 30), но действовать привычными способами он не мог. И не успел он во всем разобраться, потому что война и нет времени. И понял, что все это ужасно глупо. Эта дисциплина, эта грязь, эта бессмысленная и безжалостная смерть. Девчонки, талантливые и добрые, неважно какие, но они могли бы стать матерями. Как он сказал про Соню: "Неважно, что она читала стихи, важно, что она детей бы нарожала". Потому что все это против человеческой природы. Не должны женщины воевать. Как он сказал Рите: "Что я скажу людям? Как посмотрю им в глаза? Из-за десятка вшивых фрицев я 5 -- пять! -- девчонок погубил!". Или когда уже возвращался в лагерь, шел и бормотал полубезумно: "Что же мы делаем, а? Кого мы на смерть посылаем -- мы матерей своих посылаем..."
Потрясающие девочки. Блестящая и талантливая Рамиля Искандер -- Женя Комелькова. Очень красивая, женственная, постоянно поет, и какой голос! (Для Фреда: Рамиля Искандер играет среди кучи ярких ролей Ассоль в музыкальном спектакле "Алые паруса".) И в то же время циничная с постоянной насмешливой улыбкой на лице: "Ну и зачем ты мне все это рассказываешь? Думаешь, пожалею? Да не буду я тебя жалеть", а потом добавила, что на ее глазах расстреляли всю ее семью: "сестренка упала последней", а ее чудом спасла соседка, утащила к себе. Ульяна Урванцева -- Лиза Бричкина. Ульяна -- замечательная характерная актриса. Даже не сомневалась, что Лизу будет играть именно она. Чудесная Соня Гурвич -- Нелли Уварова. Угловатая, неловкая, не приспособленная к такой суровой жизни, робкая и застенчивая. И чудесная улыбка на лице, когда разговор касался эрудиции, таких вещей, которые для нее были естественными. Когда Васков спросил у нее, а как по-немецки будет "руки вверх", она иронично улыбнулась и ответила. Как улыбаются дети взрослым, которые задают глупые и очевидные вопросы. И другие девочки не менее прекрасны. Рита -- Маша Рыщенкова, и Галя -- Анна Ковалева. Аню мы привыкли видеть в роли Дикой Женщины или мамы, а тут -- совсем девчонка. Сцена ее гибели потрясающая. Восхождение наверх, к свету...


Прекрасные актеры, отличный спектакль, интересно поставлен. Спектакль по времени идет, как фильм, но по эмоциям более насыщенный и сильнее поражает своей главной мыслью -- мыслью очевидной и естественной, но о чем люди время от времени забывают -- о бессмысленности смерти, о жестокости и бессмысленности войны, об уникальности жизни каждого человека...
Tags: рамт, театр
Subscribe

  • Что нового покажет мне Москва?

    Начну со своей записи с Фейсбука, сделанной 25 октября 2019 г. Несколько раз обсуждали в ЖЖ, что нет сейчас нормальной площадки для обсуждения…

  • Очень простая история в Нижнем

    Мы съездили на один день в Нижний Новгород. Поехали посмотреть спектакль «Очень простая история» в Нижегородской «Комедии». Этот спектакль я уже…

  • Олеанна, РАМТ

    Иногда бывает интересно пойти на спектакль совершенно неподготовленным. Как это сделали мы вчера, 8 июня. Билеты покупали давно, еще перед майской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments