Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

«Доказательство» в РАМТе

Не буду писать про содержание, лишь два слова по горячим следам. Не буду писать про отца, гениального математика, у которого сломалась "машина" -- так он называл свой мозг. Не буду про его дочь, которая страшно боится своих способностей к математике, думая, что гениальность всегда равняется ненормальности -- как у ее отца. Но и "нормальность" ей неинтересна, ей скучно в нормальном мире. Не буду про ученика этого великого ученого, его бывшего аспиранта Хала, который надеялся отыскать в записках учителя хоть каплю здравого смысла и намеки на какие-то открытия. Не хотел смириться с тем, что такой великий человек за 10 последних лет жизни не сделал ничего выдающегося. Не буду про тетрадку с доказательством. Не буду про сестру, которая пытается спасти свою сестру от ее судьбы. Про все это уже много раз писали и говорили во всевозможных интервью и на пресс-конференциях с режиссером Кшиштофом Занусси и актерами РАМТа. Лучше всего просто увидеть.

Увидеть открытую галерею, соединяющую квартиру на высоком этаже небоскреба с лифтовым холлом. Ограждение (или перила) этой галереи служит границей между сценой и пропастью, своеобразной гранью, отделяющей реальность от вечности. На эти перила герои то присаживаются, то вскакивают, то ходят по ним. И все сжимается внутри, когда это все видишь и представляешь, какая пропасть внизу и какая тонкая грань отделяет нас от края... Причем чем ближе к "ненормальности", тем больше безрассудства в героях. Если Хал и Клер только присаживаются на перила, то Кэтрин ходит буквально по краю пропасти, балансируя на ограждении, а отец в смятении вскакивает туда и с трудом удается удержать его от падения. И показательно то, что когда Кэт ходила по перилам, Хал неожиданно ее оттуда снял. Так и получилось в итоге. Именно он дает ей понять, что можно быть и нормальной, и математиком одновременно. Впрочем, "все математики не от мира сего", -- говорит он. И даже песни у них не такие, как у всех -- например, песня о мнимой единице (i) -- без слов и музыки... Все правильно, в действительном пространстве это ничто.

И паузы между картинами -- это как мнимая единица. В них тьма и музыка -- и всё. Но они дают время подумать о реальности и нереальности, а настоящем и вечном, о нормальности и гениальности.

Тут есть еще драма. В семье две дочери, но только одна из них, младшая, унаследовала талант отца. И отец занимался в основном ею, и скорее всего, на старшую обращал намного меньше внимания. Она рано стала самостоятельной, жила одна, зарабатывала себе на жизнь и помогала отцу и сестре. Ее устраивает ее размеренная жизнь в другом городе и ей хочется и сестре того же. Она не понимает ее мира, поскольку сама очень далека от этого. Но в чем-то она по-своему права -- хоть Кэтрин исполнилось 25 лет, психологически она подросток. Угловатые движения, взгляд исподлобья... И ведет себя почти как ребенок: "ты должен был мне поверить сразу!" -- чисто по-детски кричит она Халу. Совсем не знает реального мира, большую часть жизни провела наедине с отцом и математикой. И с раннего детства ("ты узнала, что такое простые числа, раньше, чем научилась читать", -- с гордостью говорит ей отец) прекрасно ориентируется лишь в пространстве чисел и абстрактных понятий...


Вечные вопросы... Что правит миром -- свет или тьма? Почему природа так неохотно расстается со своими тайнами? Почему решение каких-то ключевых задач (в том числе, и гармонии) приводит к разрушению мозга? Как этого избежать, как защитить свой мозг? Или не надо этого делать и воспринимать это как знак тьмы (или света?), как предостережение... Понять это и не идти пока к самому краю тайн мироздания, чтобы не вызвать смятение в душе людей с пока еще неподготовленным хрупким мозгом при встрече с открывающейся бездной? Но остановить бесконечный процесс познания невозможно...
Теорема, которую доказала Кэт, существовала как гипотеза 300 лет. Пришло ли время безопасного извлечения этой очередной тайны на свет или нет? Или тьма, приоткрывшая ей свою тайну, погубит ее? Как остаться самим собой и не погибнуть? И может ли любовь и вера спасти человека?

Ничего не написала про актеров. Это, конечно, несправедливо, но в то же время, как мне кажется, показывает то, что весь спектакль воспринимается как единое целое. Они все великолепны. А Нелли -- просто чудо.
Tags: рамт, театр
Subscribe

  • Очень простая история в Нижнем

    Мы съездили на один день в Нижний Новгород. Поехали посмотреть спектакль «Очень простая история» в Нижегородской «Комедии». Этот спектакль я уже…

  • Олеанна, РАМТ

    Иногда бывает интересно пойти на спектакль совершенно неподготовленным. Как это сделали мы вчера, 8 июня. Билеты покупали давно, еще перед майской…

  • Про «Демократию»

    Недавно у нас произошла странная история – мы перепутали дату спектакля. Катя сходила на прогон «Демократии» в РАМТе и хотела, чтобы мы все его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • Очень простая история в Нижнем

    Мы съездили на один день в Нижний Новгород. Поехали посмотреть спектакль «Очень простая история» в Нижегородской «Комедии». Этот спектакль я уже…

  • Олеанна, РАМТ

    Иногда бывает интересно пойти на спектакль совершенно неподготовленным. Как это сделали мы вчера, 8 июня. Билеты покупали давно, еще перед майской…

  • Про «Демократию»

    Недавно у нас произошла странная история – мы перепутали дату спектакля. Катя сходила на прогон «Демократии» в РАМТе и хотела, чтобы мы все его…