Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Баскские земли и Пики Европы: деревни, горы, долины

Вчера вернулись в осеннюю Москву из зеленой Испании. Ездили на автобусах, поездах, летели на самолёте и ходили пешком по баскским землям и горам Кантабрии.

Традиционно в самом начале про выбор маршрута. Как обычно, сначала купили билеты, потом придумали маршрут. Покупали билеты сильно заранее и не знали точно, куда решим поехать нашей большой дружной компанией. Одно знали точно – мы хотели в Испанию. На выбор либо в Пиренеи (Арагон или Каталония), либо в Страну Басков. В какой-то момент посмотрела в очередной раз на карту и подумала, а зачем нам обязательно лететь в Мадрид, даже если мы хотим в Страну Басков? Нет, я Мадрид нежно люблю, но двое из нашей команды Барселону ещё не видели, а оттуда до Страны Басков не намного дальше, чем от Мадрида. Купили билеты в Барселону. А если больше захочется Пиренеи, то ещё проще. (Понимаю, что при путешествии в Страну Басков лететь надо до Бильбао, но у нас пока мало что посмотрено в Испании, а желаний очень много.)

Про Страну Басков я знала довольно мало. Ни на что не похожий язык, баскские террористы, баски в черных беретах, красивое побережье Бискайского залива, живописные флиши, современный Бильбао, красивый курортный город Сан-Себастьян, остров Гастелугаче, ну, и конечно, Камино дель Норте (Северный путь камино де Сантьяго проходит через Страну Басков). Во время Арагонского пути мы проходили через Наварру и я вспомнила, что в Наварре тоже живут баски! Более того, баски есть и во Франции. Стало интересно сравнить хотя бы поверхностно, как живут баски в разных своих частях, которые раскиданы по двум автономиям Испании и входят в один из регионов Франции. А потом посмотреть Бильбао, Сан-Себастьян и флиши.

По глубинке Испании (и Франции так же, но все-таки проще) путешествовать на общественном транспорте не очень удобно – автобусов почти нет и даже если деревня включена в список самых красивых деревень Испании (мы их коротко называем «мас бонитос»), то там в первую очередь делается парковка, а про общественный транспорт никто не думает. Но есть лучшая в мире сеть пешеходных маршрутов! И вот мы решили выбрать небольшой участок камино, который проходит по красивым баскским деревням по обе стороны франко-испанской границы. Заготовка у меня уже была – планируя весеннюю поездку в Испанию, рассматривала камино Бастан (узнав про него в группе камино Фейсбука у black_marya), но тогда не сложилось с логистикой. Этот маршрут проходит по Испании через долину Бастан в южной части Западных Пиренеев и по Франции через северную часть Западных Пиренеев. На маршруте находится с десяток баскских деревень Наварры и несколько деревень французской страны басков – как раз то что нужно. Забронировала симпатичные гостевые дома по пути.

Остальные дни мы рассчитывали жить на побережье, выезжая в разные красивые и интересные места. Но тут вмешался случай и погнал нас на запад, а именно в Кантабрию. Причем я даже не смотрела до этого в сторону Пикосов (Пики Европы, горный хребет на севере Испании), надеясь, что Пиренейские и Баскские горы утолят нашу жажду гор и тоску по Грузии, а Пикосы казались очень далёкими и трудно доступными. Но неожиданно случился Сантандер как место обратного вылета. А потом Букинг отменил наши брони в Бильбао ровно на праздники и выходные, где хороших недорогих вариантов уже не было. Предложенный ими вариант на замену нас не устроил, можно было выбрать что-то ещё, но мысль уже заработала в Пиковом направлении. Гор хотелось больше, чем моря. Итак, Пикосы, никуда от них не деться. В этой части есть Потес и есть Фуэнте Де. Доехать без проблем можно только до Потеса. В будние дни ходит автобус до Эспинамы (3-4 км от Фуэнте Де). А как обратно? Ну, конечно, пешком!

Так и сложился наш маршрут. Жаль только, что французскую часть пришлось немного сократить.

Если вы дочитали до этого места, то ниже более подробный маршрут по дням с учётом одного обидного форсмажора.

Пролог. Белград и Барселона.
1 день. Автобус из Памплоны, пешком 21-22 км (camino Baztan) до Амаюра (Amaiur/Maya, Navarra).
2 день. Пешком 21-22 км (camino Baztan) до Эспелетта (Франция).
3 день. Эспелетт, Сен-Жан-де-Люз и короткая прогулка на один из мирадоров Сан-Себастьяна.
4 день. Одна группа – флиши, вторая – шипы (монастырь Аранцасу).
5 день. Бильбао, Португалете, автобус до Сан-Висенте-де-ла-Баркера.
6 день. Сан-Висенте, переезд в Потес, пешком от Эспинамы до Фуэнте Де.
7 день. Из-за сильного ветра не работал Телеферико, и вместо трека от верхней станции канатки до нижней (PR-PNPE 24 Puertos de Aliva – Fuente De) ушли пешком (GR-202 Ruta de la Reconquista) в сторону Потеса (до Тревиньо, крошечной деревушки в три дома где-то на полпути к Потесу).
8 день. По камино Вадиньенсе до Потеса, короткая прогулка до эрмиты Vírgen de Valmayor.
9 день. Автобус Потес–Сантандер, прогулка по Сантандеру.
Эпилог. Планировалась Барселона, но пришлось отменить из-за очередного каталонского обострения.

Что было в нашем небольшом путешествии?

Красивая долина Бастан среди невысоких бархатных гор, покрытых зеленью. Красивые баскские деревни, аккуратные белые дома с красными крышами и красными ставнями с гербами на каждом доме, много цветов. Любопытные коровы и овцы, ослы и лошади, маленькие пушистые лошадки потток, добродушные большие собаки и агрессивные маленькие. Хорошая тропа, грецкие орехи под ногами и ежевика вдоль дорог. Утренний туман, дождь и яркие солнце.

Красивая деревня красного перца Эспелетт и наполненный солнцем яркий курортный городок Сен-Жан-де-Люз во Франции. Вид на вечерний Сан-Себастьян с горы. Авангардисткая архитектура монастыря Аранцасу, красиво расположенного в Баскских горах. Бискайский мост и летающий паром в Португалете. Потрясающий Бильбао. Небольшой рыбацкий городок Сан-Висенте-де-ла-Баркера на фоне гор.

Фуэнте Де (там находятся два отеля и станция канатной дороге у подножия отвесных скал и больше ничего), скалы и горы. Каменные дома и красные крыши, кантабрийские деревни, более запущенные, чем баскские, более суровые, но очень живописные. Эспинама, сырная деревня Пидо, непростой из-за жары трек и как награда замечательный старинный гостевой дом, очень красиво расположенный в окружении гор. Симпатичная туристическая деревня Могровьехо и еще более туристический Потес, монастырь Санто-Торибио-де-Льебана, где хранится важная для христиан реликвия, место паломничества. Сильный ветер, яркое солнце и ливень.

Сантандер, город-курорт, пляжи, красивые деревья и маяк. Долгое ожидание в аэропорту Барселоны вместо прогулки в солнечную прекрасную погоду по красивому городу.
Tags: испания, камино де сантьяго, кантабрия, семья, страна басков, франция