Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

Альгамбра: архитектура и математика



Не знаю, что смогу про неё написать. Получится ли передать своё восхищение этой красотой, невероятно стройной и гармоничной.

Одно из самых красивых зданий всех времён, жемчужина архитектуры, объявленная объектом Всемирного наследия с 1984 года, конкурирующая с Тадж-Махалом за право называться седьмым чудом света. Альгамбре посвящены сотни произведений искусства. Ею вдохновлялись Эшер и Гауди, Дебюсси и Лорка... Невероятный по своей красоте и силе, уникальный и неповторимый памятник мавританского искусства, просто чудом сохранившийся. Даже Изабелла, суровая католическая королева, поддалась колдовским чарам Альгамбры – дворца тысячи и одной ночи. Завоевательница Гранады, так мечтавшая уничтожить этот последний оплот мусульманства на полуострове, решила сохранить в целости красоту Альгамбры и ее садов. Изабелла завещала похоронить себя в Гранаде, и в завещании записала, что желает позаботиться о добытом ею сокровище и требует, чтобы наследники сохранили Альгамбру в целости. И это требование было выполнено. Правда, её внук, король и император Карлос V, построил внушительных размеров дворец в стиле Ренессанс на территории Альгамбры, но не разрушил мавританские дворцы. Он собирался сделать Гранаду столицей своей империи, и новый дворец в Альгамбре должен был стать его резиденцией. Планам его не суждено было сбыться, позже Гранада утратила статус столицы, дворцы пришли в запустение, но в XIX веке Альгамбру вернули из небытия и она стала легендой.

Слово Альгамбра в переводе с арабского означает красный. Есть разные версии происхождения названия, но вечером на закате Альгамбра действительно красноватая. Фотография ниже была сделана в этот же вечер чуть позже, не с мирадора Сан-Николас, а с другой видовой точки, которая расположена на территории мечети рядом с мирадором. Рекомендую её. Вид чуть хуже, но народу гораздо меньше.



Альгамбра, крепость-дворец, по-испански обозначается словом palatino, состоит из множества дворцов (palacios), садов и крепости (алькасар). Расположена она на вершине горы, отроге Сьерры-Невады (пер. с исп. Снежная Цепь).

Длинная панорама ниже сделана на мирадоре Сан-Николас. Делая панораму, почему-то я не захватила Хенералифе с левой стороны. Его сняла потом отдельно с другой видовой точки.



«...Cнаружи крепость кажется беспорядочным скоплением башен и зубчатых стен, воздвигнутых наобум и помимо всякого архитектурного плана; стройность и красота, которые царят внутри, извне невидимы.» Это я процитировала писателя Вашингтона Ирвинга, автора известной серии новелл «Сказки Альгамбры».

В центре панорамы мы видим чудовищный куб Карла V. Левее дворца Карла квадратная зубчатая башня – дворец Комарес, в нём находится удивительный по симметрии и гармонии миртовый дворик. И где-то там в глубине прячется Львиный дворик, шедевр архитектуры, напоминающий клуатр католического монастыря, по периметру украшенный колоннами, а в центре дворика находится Львиный фонтан, напоминающий фонтан в иудейском храме Соломона. Такое вот смелое смешение стилей и религий. Недаром говорят, что Гранада находится на перекрёстке культур, различных культурных традиций.

В Альгамбру мы прошли пешком из Альбайсина – сначала спустились с холма к мосту через реку, а потом поднялись на другой холм. Мы начинаем подниматься вверх.



Вход около Хенералифе, с него мы и начали.

Хенералифе была летней резиденцией эмиров Насридов в Гранаде. Эту усадьбу и дворец использовали как место отдыха и уединения, вдали от забот. Во времена Насридов территория Хенералифе была намного больше, чем сейчас, там занимались охотой и животноводством. Это была независимая от Альгамбры территория со своей охраной.

На фото ниже белое здание – это и есть дворец Хенералифе.



Как и положено мусульманскому дворцу, центр его занимает патио – el Patio de la Acequia – двор Ручья (точнее, канала).





Детали колонны



Существует версия, что все стены Альгамбры были такими же белыми, как стены Хенералифе и домов Альбайсина. Поэтому, возможно, «красной» она называлась по другой причине.

Но чтобы попасть к дворцу Хенералифе, надо пройти через сады. Фотографий у меня мало, готовила моральные силы для дворцов Насридов.







Отсюда (см. фото ниже) хорошо видно и Гранаду, и Альгамбру. Ну, и дерево, конечно!



Потом мы перешли на территорию Альгамбры.







На фото ниже видно интересную башню в виде невыпуклого многогранника. В этой башне находится знаменитый зал Абенсеррахов (La Sala se los Abencerrajes). В этом зале, согласно легенде, были обезглавлены 36 представителей благородного рода Абенсеррахов во время торжественного приёма.



Забегая вперед, покажу красивый купол этой башни в виде звезды.



Но вообще-то я не готова рассказывать про посещение Альгамбры подробно, описывая дворец за дворцом, зал за залом, дворики с садами. И не нужно это. Покажу или наиболее впечатлившие меня места, пусть с неудачными фото, или более-менее удачные фотографии.

Погуляли по территории парка, заглянули в башни Алькосаба, посмотрели на панорамы города сверху, зашли во дворец Карла, и пришло время посещения дворцов Насридов. Кто был в Альгамбре, тот знает, что при покупке билета надо выбрать время посещения Дворцов. По этому билету можно зайти в Хенералифе, Алькосабу и Альгамбру в любое время и можно гулять по огромному комплексу хоть весь день, но во дворцы Насридов пустят только в те часы, которые указаны на билете. У нас было вечернее посещение, поэтому сначала мы прогулялись по Хенералифе, саду, парку и крепости, а потом отправились в многоязычную очередь во Дворцы.

Из дворца Комарес я выбрала фотографию миртового дворика (Patio de los Arrayanes).



Почему-то эти ряды темных и жестких миртовых крон мне мешают. Хотелось бы обойтись без них, тогда отражения были бы красивее. На одном ресурсе прочитала, что раньше эти деревья были посажены ниже уровня пола и кроны не выступали за поверхность пола, и геометрия была идеальной. Но я не могу доверять этому источнику (поймала на неточности в другом вопросе), поэтому пусть этот факт останется в виде версии. Мне она нравится.

Дворцы Насридов – это три дворца: Мешуар, Комарес (та самая квадратная башня с зубчатыми стенами) и дворец Львов. В центре Львиного двора находится что? Правильно – патио де лос Леонес, Львиный дворик. Это квинтэссенция Альгамбры. Построен он был позже остальных, поэтому, как написала выше, отличается более смелым решением, смешением стилей разных культур и религий.

Лирическое отступление: Альгамбра и математика

Красота Альгамбры основана на геометрии. Не буду утомлять вас описанием всех этих пропорций, выражаемых иррациональными числами, которые в те времена не знали, но пользоваться ими умели. Это, впрочем, легко. Диагональ квадрата – корень из двух. Диагональ прямоугольника, одна сторона которого равна стороне квадрата, а вторая – диагонали квадрата, равна корню из трёх, и т.д. Залы, дворы, стены, арки, потолки – всё построено с учётом этих пропорций и симметрии.

Давайте лучше поговорим про мозаики Альгамбры. Стены комнат Альгамбры покрыты изразцами с красивыми орнаментами. Например, таким:



Представим, что мы живём в Гранаде в XIII веке по заповедям ислама. Коран запрещает нам изображать живые существа. Нам нужно украсить стены красивыми и гармоничными мозаиками из глазурованной плитки. И весь свой талант, фантазию, полёт мысли, вдохновение, все свои знания и умения вкладываем в изобретение всевозможных узоров. Узоры эти мы делаем из повторяющихся элементов. Комбинируем их разными способами – поворачивая на некоторый угол, сдвигая параллельно, отражая в зеркале. И находим кучу вариантов для заполнения плоскости этими повторяющимися элементами. Вообще-то находим 17 разных способов, больше не смогли.

В XIX веке стало известно, что плоские мозаики, составленные из повторяющихся узоров, принадлежат семнадцати различным группам симметрии, исчерпывающим все существенно различные способы заполнения узорами двумерного пространства. Элементами этих групп являются операции, производимые с одной и той же «фундаментальной» областью: перемещение её в плоскости, поворот или отражение в зеркале. Группы симметрии играют очень важную роль в кристаллографии. В 1891 году русский кристаллограф Евграф Фёдоров доказал, что число этих групп равно 17.

И оказалось, что искусство разрисовывания плоскости повторяющимся орнаментом достигло своего расцвета именно в Испании в XIII веке, когда мавры использовали все семнадцать групп симметрии, изощряясь в украшении Альгамбры. И это единственный памятник, построенный до появления теории групп, где присутствуют все 17 групп симметрии на плоскости.

Художники Альгамбры были ограничены лишь абстрактными рисунками. Голландский художник Мориц Эшер пошёл дальше – в качестве фундаментальных областей брал фигуры животных и на основе 17 групп составлял разные мозаики, заполняющие плоскость. Помните его знаменитые паркеты: рыбы-лебеди и прочее? Интерес к мозаикам у Эшера появился после посещения Испании в 1936 году под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.

На фотографирование мозаик меня не хватило. А зря, интересно было бы попробовать найти все типы симметрий.

Большую часть времени мы провели вокруг Львиного дворика. Очень хотелось ухватить его симметрию, красоту, игру света и тени, тем более солнце спускалось и свет постепенно становился не таким беспощадным, более мягким. Но толпы народу не давали не только погрузиться в атмосферу невероятной гармонии, но даже фотографировать не получалось. Поэтому «нижних» планов почти нет.













Полюбуемся на симметрию:









Полюбуемся на изящную резьбу, украшающую стены и колонны:













С сильным головокружением, под впечатлением невероятной красоты покидаем дворцы, выходим в сады Парталь и с красивого портика смотрим сверху на панораму Гранады.



Наша прогулка закончилась. Опустошённые, мы идём пешком вниз в центр города, а оттуда поднимаемся в свой Альбайсин. Нас ещё ждет закат на смотровой площадке Сан-Николас.
Tags: андалусия, испания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments