Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

Монастырь Баталья и мануэлино



Мануэлино – это такое же культурное явление и неотъемлемая часть архитектуры Португалии, как азулежу. Стиль мануэлино возник в конце XV века – в эпоху Великих географических открытий. Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы. Этот архитектурный стиль можно встретить много где в Португалии, в различных церквях, дворцах и просто в обычных домах. Мы выбрали для знакомства с ним Томар и Баталью.

В Конвенту-де-Кришту мы уже видели пристройку к романской церкви-ротонде и фантастическое окно со сложной замысловатой, поражающей воображение каменной вязью, – апофеоз стиля мануэлино. Сразу обратили внимание на тамплиерский крест (вернее, символ ордена Христа), а уже дома разглядела на окне еще один символ, который потом находила во многих других декоративных элементах в стиле мануэлино. Это символ короля Мануэла Счастливого – армиллярная сфера, важный навигационный прибор для определения координат небесных светил. Этот символ, кстати, до сих пор украшает герб страны.



Кроме креста и сферы можем увидеть множество других символов, связанных с морем и морскими путешествиями. Тут и канаты, и морские узлы, и якорные цепи. Не зря стиль мануэлино называют морским, или канатным. Кроме морской символики мануэлино использует растительные мотивы – ветви, листья, плоды заморских растений. Читала, что стиль мануэлино выражает впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны.

Итак, мы приехали в Баталью в монастырь под очень длинным названием, который мы будем называть просто монастырь Баталья. Не буду рассказывать его историю и название, это можно почитать где угодно. Честно скажу, если в Томаре меня больше интересовала история и энергетика замка тамплиеров, то в Баталье – в первую очередь архитектура. Я ждала мануэлино, потому что готики видела уже очень много, а мануэлино – португальский феномен.

Подъезжаем к монастырю и видим прекрасную готику – готические шпили, готический портал. Здание, или даже комплекс зданий, выглядит по-готически строго и величественно, впечатляет своей красотой и размерами. Но мы знаем, что где-то там, в глубине, за строгой готичностью скрывается экстравагантность мануэлино, прячутся жемчужины стиля мануэлино – внутренний дворик и шедевр португальской архитектуры Капелаш-Имперфейташ, или «Незавершённые капеллы». Да, видим справа огромные колонны, это они выступают из недостроенной часовни. А кстати, тут уже – прямо в центре кадра – можно увидеть и чисто мануэлиновое окно, разделенное на две части с витой колонкой посередине. Жаль, что это окно увидела уже дома и не сделала снимок крупным планом.



А погода нас не балует – в Баталье хмурое небо и дождь. Хотя погода сама по себе не пугает, но хотелось бы посмотреть красивейшие тени от ажурных арок. Поэтому не торопились заходить внутрь, всё надеялась, что выглянет солнце. Света не было. Ну, что ж, пойдём смотреть так.

Сначала посмотрели готическую часть монастыря: огромный неф, часовню основателей, красивые витражи. Готические фотографии решила не показывать – посмотрим главное. Покупаем билет и заходим в Королевский клуатр (Claustro Real). Вот они, эти прекрасные ажурные арки. Которые когда-то давно запали мне в душу и которые очень хотела посмотреть живьем.





Сразу обращаем внимание на крест.



А тут на что? Вспомнили? :)



Дождь. Его не видно, но он есть, поверьте мне.











Прошли по всем галереям. В одной из галерей встретили необычные скульптуры. Фигуры из дерева, ярких цветов, простые и грубые по форме, но очень выразительные в своей трагичности. Они так резко контрастировали с окружающей обстановкой, что вызывали недоумение. Пытаемся рассмотреть подробнее. Деревянный ящик и ноги. Вместо головы окно. Либо лестница. Либо канализационный люк, а может, и крышка от бочки с огурцами. Мы ничего не понимали, что это, зачем это здесь. Тем не менее скульптуры произвели впечатление своей экспрессией и надрывом. Жалею немного, что не сфотографировала их все, но имя скульптора запомнила, чтобы дома поискать информацию. Оказалось, это выставка под названием «Sacrifício» (жертвоприношение) румынского скульптора Mircea Roman (Мирча Роман).





Посмотрели второй клуатр. Оттуда осталась такая вот прекрасная гаргулья.



После клуатров надо выйти наружу и заново зайти по тем же билетам в Незавершенные капеллы. У входа табличка. Думали, нельзя пройти, но нет, просто предупреждение, что может быть скользко. Да, было действительно очень скользко из-за дождя. Мы прошли по кругу по краешку, но почему-то никто больше не решился.





Портал – просто восторг и эстетическое наслаждение.



Обратили внимание на ещё одну скульптуру?



Все нашли символы короля Мануэля? Раз!



И два!



Пару крупных планов колонн.





Выходим наружу. Вы думаете, включили солнце? Как бы не так! Выглянуло на мгновение, едва успела сделать два кадра.



Но терпеливо ждём – вдруг ещё будет. А пока ходим вокруг.



На этом кадре хорошо видно красивый готический портал и часовню основателей (Capela do fundador) справа.



И опять солнце показалось на мгновение.



Всё посмотрели. До автобуса еще есть немного времени. Можно посидеть в маленьком кафе за чашкой чая/кофе с чудесными паштель де ната.

Идём к автобусу. То ли небо красивое, то ли апельсиновое дерево.



Маленькая церковь по пути. Сверху написано 1532.



Портал мануэлино.



Пыталась разобраться в большом количестве галерей, клуатров, часовен. Нашла панорамы монастыря (на сайте 360cities.net). Ниже два скрина, на которых всё хорошо видно и понятно: основная часть, часовня основателей, незавершённая часовня, два клуатра.





Это был, наверное, самый насыщенный день нашей поездки. Два таких разных и таких прекрасных места. И если Томар впечатлил своей средневековой аутентичностью и атмосферностью, то Баталья – красотой и эстетикой в чистом виде.

Все записи из поездки «Весенний экспресс: Португалия и Испания»:

Начало
Весна начинается с Мадрида
Ритмы и краски Порту
Порту: тот самый мост
Из Порту в Лиссабон
Томар: путешествие в Средневековье
Монастырь Баталья и мануэлино
Алфама – арки, лестницы и мирадоры
Кинта да Регалейра в Синтре
Лагуш – океан и скалы
Лагуш: белые стены, красные крыши, каминные трубы
8 марта в Севилье
Tags: португалия
Subscribe

  • Десять лет назад: сюрпризы природы

    Все показывают свои фотографии, сделанные 10 назад, вспоминают поездки, раскапывают архивы. Я недавно перетряхнула все архивы, когда решила поиграть…

  • Дороги, которые нас выбирают

    С некоторых пор я убеждена, что не мы выбираем маршруты поездок, а наоборот, они выбирают нас. Например, как объяснить, что мы вместо поездки в…

  • Очень простая история в Нижнем

    Мы съездили на один день в Нижний Новгород. Поехали посмотреть спектакль «Очень простая история» в Нижегородской «Комедии». Этот спектакль я уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

  • Десять лет назад: сюрпризы природы

    Все показывают свои фотографии, сделанные 10 назад, вспоминают поездки, раскапывают архивы. Я недавно перетряхнула все архивы, когда решила поиграть…

  • Дороги, которые нас выбирают

    С некоторых пор я убеждена, что не мы выбираем маршруты поездок, а наоборот, они выбирают нас. Например, как объяснить, что мы вместо поездки в…

  • Очень простая история в Нижнем

    Мы съездили на один день в Нижний Новгород. Поехали посмотреть спектакль «Очень простая история» в Нижегородской «Комедии». Этот спектакль я уже…