Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

Белокаменная архитектура в деталях



После двух поездок в Испанию и нескольких поездок во Францию до меня вдруг дошло, что романские храмы Испании и Франции очень напоминают наши белокаменные владимирско-суздальские. И когда мы в очередной раз собрались в Суздаль (тут рассказывала), решили заехать во Владимир и Боголюбово и ещё раз рассмотреть живьём прекрасные белокаменные памятники, в первую очередь, Покрова на Нерли и Дмитриевский собор, особенно их великолепную резьбу. И заодно посетить маленькую церковь в Кидекше.

Тогда я ещё не понимала, какую неприподъемную тему хочу изучить. Теперь немного почитала и кое-что поняла. Поняла, что происхождение и символика белокаменной резьбы представляет собой увлекательную и нерешаемую задачу, над которой бьются поколения историков много десятилетий и даже столетия, пишут книги, дискутируют, защищают диссертации. И мне уже кажется спорным утверждение, что в белокаменной архитектуре есть романские корни. Уже стало казаться, что и там, и здесь свои общие корни, с западно-европейской романикой мы родные сестры, а истоки, скорее всего, в византийской архитектуре.

Не буду вдаваться в общие черты белокаменного зодчества, происхождение и историю. Покажу немного фотографий трёх храмов (и бонус в конце). Три храма, три князя – Юрий Долгорукий и сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо – и всего 40 лет между этими постройками.

1. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152 год, построена в правление Юрия Долгорукого (сын Владимира Мономаха). С неё всё началось. Самый древний белокаменный храм, простой и суровый. Самый простой по архитектуре со сдержанным декором, со строгими линиями. В нём можно увидеть параллели с западно-европейским романским искусством.



Обращаем внимание на аркатурный пояс (аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений).



2. Покрова на Нерли, 1165 г. Построена во время правления Андрея Боголюбского. Самый совершенный храм с потрясающе утонченным силуэтом.

Мы всегда сначала обходим по изгибу реку Нерль. Вокруг луг, просторы, а на холме возвышается над рекой прекрасная церковь.





Мой любимый ракурс, в котором лучше всего видно изысканность пропорций и совершенство линий храма.



А этот кадр сделан намного раньше, в сентябре 2009 года, и в другое время суток – более выгодное. Обещали убрать ЛЭП в марте этого года. Убрали? Я убрала фотошопом.





Немного деталей. Портал



Изящный аркатурный пояс с резьбой.



Красивые рельефы. Обращаем внимание на фигуру в середине сверху.



3. Дмитриевский собор во Владимире. Построен в годы наивысшего расцвета великого Владимирского княжества князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Даты постройки примерно 1194–1197 гг.



Про него хочется подробнее.

Рельефы и узоры белокаменной резьбы представляют собой самую сложную загадку белокаменной архитектуры. Резьба XII века чудом сохранилась на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском и на Дмитриевском (или Дмитровском) соборе Владимира. В Юрьеве-Польском мы были давно, фотографии где-то есть, но сейчас хватило бы запала рассказать хотя бы про Дмитриевский.

Давид вместо Христа

Не скажу ничего нового, написав, что собор уникален своей резьбой. Её количество и разнообразие сюжетов поражает. Чего там только нет! Святые, цари, воины, охотники, зверьё, птицы, растения, сказочные, мифические и реальные. Над символикой и расшифровкой каменных рельефов спорят поколения ученых. Один из примеров – на Дмитровском соборе в центре трёх фасадов возвышается Давид. (Ещё один почти точно такой же рельеф есть на церкви Покрова на Нерли, см. фото выше.) Долгое время, аж до конца XIX в., считалось, что в центре, как и положено, Христос. Поза, одежда, расположение – всё указывало на это. Потом ещё несколько десятилетий историки спорили, Давид это или Соломон. Спор разрешился, когда реставраторы нашли подпись: ДА ВЪ. Древние скульпторы заранее позаботились, чтобы через 800 лет было понятно, кого они подразумевали в качестве главного героя. Не Христос, а Давид – пастух, псалмопевец, царь и пророк. В руках он держит псалтирь, музыкальный инструмент. Соломон, кстати, среди рельефов тоже присутствует.



Посмотрим ближе. У меня нет фотографий деталей крупным планом, к сожалению. На фото ниже 100%-ный кроп, поэтому качество так себе, но разглядеть можно.



Улыбающиеся львы

Ещё обращает на себя внимание огромное количество львов, орлов, грифонов, кентавров. Львы и грифоны олицетворяют царскую или великокняжескую власть. Лев считался также эмблемой Давида и Христа. Львов считали надёжными стражами и именно львов-стражей много в резьбе собора. Они все улыбаются. Говорят, что это технология обработки такая. Но очень здорово!



Несколько улыбающихся львов с северного фасада. На западном фасаде их ещё больше.



Хоровод львов на барабане.



И ещё немного фото с красивой резьбой.





Поскольку наша поездка была в Суздаль, в качестве бонуса несколько фотографий Рождественского собора в Суздальском Кремле.

4. Рождественский собор в Суздале. Основан он еще в XI веке Владимиром Мономахом. Но в начале XIII века был перестроен Юрием Всеволодовичем (сын Всеволода Юрьевича Большое гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха) и датой постройки считаются 1222–1225 гг. Сохранилась нижняя часть белокаменной постройки XII в., до аркатурного пояса включительно.












Tags: далекое замкадье, золотое кольцо, суздаль
Subscribe

  • Простые радости

    Не хотела писать пост – подведение итогов, давно уже перестала, но передумала. Год был непростой (хотя были годы намного тяжелее), но интересный, и…

  • Про солнце в ноябре

    Без солнца и света тяжелее всего. Но пока оно еще случается. Просто парочка засвеченных солнечных кадров из соседнего парка.

  • Грустная осень

    В поздней осени есть что-то от ранней весны. Мягкие краски, мягкий свет, прозрачность. Даже цветовая гамма похожа. Но осенью вся эта красота…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments