Арагонский путь. Вокзал-призрак Канфранк

Утром мы выехали из Сарагосы на поезде-мотриссе, или на мототабуретке, как мы называем такие одно-двухвагонные поезда. Дочка спрашивала у меня: «А кто туда вообще ездит?» А я сама толком не знала. Ну, курорт там рядом есть горнолыжный, Канданчу. Пешеходные туристы. Когда мы увидели этот маленький вагон, поняли, что мало кому туда надо. Но поезда исправно ходят два раза в сутки. И вот спустя 3 часа 45 минут мы прибыли в Канфранк. Перед поездкой я много читала про вокзал, про строительство железной дороги, смотрела фотографии, но Катя ничего прочитать не успела, т. к. поехала в Испанию с корабля на бал – только-только вернувшись из длительной заокеанской командировки, а в тот небольшой промежуток времени, который она провела дома, мы еще сдуру затеяли серьёзное дело. Дело доделать не успели, так и уехали.

Поэтому Катя увидела этот вокзал неподготовленной. И у нее были самые сильные впечатления, наверное. В первый момент шок. Узкая колея, упирающаяся в горы. С одной стороны нависает высокая гора. Пустынный то ли городок, то ли полустанок с другой. И длинное полуразрушенное здание вокзала. Что это здесь? Зачем оно тут находится? Огромное пафосное и нелепое здание посреди гор. Кому понадобилось тут строить такое здание, больше похожее на дворец? В нем окон больше, чем дней в году! Как-то я прочитала такое сравнение. Представьте себе, к примеру, величественный ГУМ, перенесенный куда-то на Эльбрус. Гранитные стены, мраморные лестницы, роскошный фасад. Вот примерно так нелепо выглядит здание Canfranc-Estación в Пиренеях, на высоте 1200 м. Какими только эпитетами его не награждали! «Жемчужина модерна», «сверкающий драгоценный камень модерна». Огромное красивейшее здание в стиле модерна и ар-деко, второй по величине вокзал в Европе, после Лейпцига. Понятно, Лейпциг, но тут, Кафранк, глушь, тут и города никакого нет. Есть только деревушка Канфранк в нескольких километрах от вокзала, перевал в 10 км и горнолыжный курорт.

Проект был грандиозным, начиная от идеи-мечты, которая будоражила головы еще в XIX веке, – соединить железнодорожной веткой через Пиренеи Францию с Испанией. В 1883 приняли решение построить железную дорогу между испанской Сарагосой и французским городком По. В 1910 году разработали проект. В 1928 году вокзал с помпой был открыт. Железная дорога заработала. Для этого надо было проделать грандиозную работу с обеих сторон границы. Построить мосты, туннели, виадуки. Вырыть новое русло для реки Арагон. Вырубить несметное количество деревьев и посадить аж 7 миллионов сосен! Много народу полегло, как обычно на таких грандиозных комсомольских стройках.

Когда мы шли пешком по узкому ущелью к перевалу Сомпор, удивлялась, как там всё размещается на таких крутых склонах. Внизу извилистое русло реки. Автомобильная дорога. Узкая пешеходная тропа. И время от времени встречались проложенные рельсы, кое-где уходившие в туннель. И мосты.

Проработала железная дорога не так много. Сначала случилась гражданская война в Испании. Вокзал был закрыт, семикилометровый железнодорожный туннель замурован. Во время второй мировой войны движение поездов было восстановлено, вокзал снова заработал. Но работал он исключительно для перевозки стратегических грузов, вольфрама и другого ценного сырья для производства оружия, а также оливок, сардин и апельсинов из Испании в оккупированную Францию. А в другую сторону по железной дороге в глубочайшей секретности перевозились золотые слитки и другие ценности, которые потом переправлялись в Латинскую Америку.

Много разных дел видело это здание. Стены молчат, но документы, найденные в помещениях заброшенного вокзала через много лет после войны, раскрыли некоторые тайны. Например, в 2000 году были обнаружены сенсационные документы, раскрывающие загадку, куда подевалось золото III рейха. Я не буду пересказывать практически детективную историю о том, как были найдены документы, подтверждающие переправку через Канфранк десятков тонн золота, и как спустя несколько лет эти документы были уничтожены, т. к. видимо, даже спустя 60 лет после окончания войны они содержали важные компроматы на ныне живущих. Советую вам почитать ее у Светланы.

Нашла ещё историю про яркую неординарную личность, француза бретонского происхождения, спасшего сотни людей, которые подлежали аресту и отправке в лагеря смерти. Этого человека звали Альбер Лё Ле (Albert Le Lay), он работал начальником французской таможни станции Канфранк и организовал спасение сотен людей. Именно благодаря ему сумел покинуть Францию Марк Шагал. История про Альбера всплыла случайно, когда в 2000 году на полузаброшенном вокзале были найдены документы военных лет. Там, например, был приведен эпизод, как однажды Альбер ухитрился ввести в заблуждение гестаповцев, пойдя на такой рискованный шаг, как отключение света в расположенном поблизости от вокзала туннеле Somport в момент прохождения через него группы перебежчиков. Альбер чудом спасся от ареста, потом он воевал в рядах французского сопротивления. В 2002 году про него сняли документальный фильм «Король Канфранка».

После войны линия заработала вновь. Но в 1970 произошла катастрофа на французском участке дороги, в результате которой разрушился мост, и было принято решение закрыть движение на этой ветке. Как я уже писала, французы восстановили дорогу на участке Олорон–Беду (Bedous). И хочется верить, что когда-нибудь поезда будут отходить от станции Канфранк в сторону французского По.

Не понятно, как дальше сложится судьба у этого здания, с такой захватывающей историей и загадочным прошлым.

Здание станции Канфранк участвовало в съемках нескольких фильмов, документальных и художественных. В интернете широко распространена любопытная информация о том, что тут снимался американский «Доктор Живаго». Но когда стала искать информацию дальше, нашла её опровержение. :)

Здание вокзала закрыто для посетителей. По зданию проводятся экскурсии, две-четыре в день в зависимости от сезона. Одна из них начиналась ровно за две минуты до прибытия нашего поезда. Когда поезд приехал, двери вокзала были глухо закрыты. Потом мы видели людей, выходящих из здания вокзала. Они были явно впечатлены увиденным. В следующий раз в Канфранке мы были в понедельник, когда экскурсии не проводятся.

Несколько фотографий, снятых в Канфранке. Не удалось сделать ни одного снимка, который запечатлел бы 241-метровое здание целиком.











До нашего автобуса было два часа с небольшим. За это время мы успели погулять около вокзала. Потом вдруг Катя вдруг спохватилась, что перед пересечением границы собиралась выучить французский. Французский за 10 минут? Легко! Катя сосредоточилась и чётко, с хорошей артикуляцией, произнесла фразу на французском: «Где я могу взять креденсиали?» и добавила после паузы: «aquí!» (прим.: aquíздесь по-испански).
Чтобы написать два коротких абзаца, я прочитала кучу материалов на разных языках (с гугл-переводчиком), захватывающе интересно.
спасибо за рассказ! Очень впечатляет. И здание действительно грандиозное!
Хотелось написать побольше про вокзал, но это было бы уже сплошное цитирование.
Олечка, в очередной раз снимаю шляпку!
Злобные устроители экскурсий могли бы и подстроиться под расписание поезда..
Эх..
Наверное, можно было написать в офис туризма и записаться на экскурсию. Но у нас такой был сложный месяц перед поездкой, что на такую простую мысль сил уже не хватило. :)