Из Франции в Испанию по Арагонскому пути. Как всё начиналось

Из Франции в Испанию ведут 4 основных пути. Все они имеют свою древнюю историю, свои святилища. По-латински они называются Via Turonensis («Турская», начинается в Париже и идет через Тур), Via Lemovicensis («Лимузенская», из Везле), Via Podiensis («Дорога Пюи», из Ле-Пюи-ан-Веле) и Via Tolosana («Тулузская», она идет через Тулузу, начинается в Арле и по-французски называется «La voie d'Arles»). Первые три дороги сливаются воедино во французской стране басков, возле деревушки Остабат, и превращаются в Camino Navarro (Наваррскую Дорогу), которая идет в Испанию через Ронсеваль.



Via Tolosana (Тулузская, или Арлезианская дорога) – самая южная из четырех французских дорог в Сантьяго. Она единственная, которая догоняет остальные три только в Испании, в Пуэнте-ла-Рейна, и остается одна единая Camino Francés – «французская дорога», самая нахоженная и самая историческая из испанских путей. Тулузская дорога не проходит через Ронсеваль, она переходит Пиренеи совершенно отдельно, через перевал Сомпор (Somport), после границы становясь Camino Aragonés, так как идет через земли Арагона.

Многие пилигримы проходят только испанскую часть – Арагонский путь, стартуя из Сомпора или Хаки – первого крупного города в начале маршрута, – туда проще добраться. Мы выбрали небольшую часть Тулузской дороги от французского города Олорон-Сен-Мари до слияния с французской дорогой в Пуенте-ла-Рейне. Дорога эта в меру дикая, в меру сказочная и очень красивая. Мы назвали ее тропой единорога. Пусть так и зовётся дальше. В этом маршруте удалось совместить наши пожелания – мы очень скучали по Франции и одновременно хотелось в горы. Но это решение немного усложнило логистику. Когда нас спрашивали, как мы добирались до Олорона, мы невозмутимо описывали наш маршрут до точки старта: на самолете до Мадрида, на поезде до Сарагосы, потом на поезде до Канфранка, на автобусе до Беду и на поезде до Олорона. И все смеялись. :) Звучит дико, понимаю, но на самом деле маршрут кратчайший и усложняется лишь тем, что между Францией и Испанией нет железной дороги. Сейчас уже нет и, надеюсь, пока нет. Часть дороги от Канфранка до По уже восстановили, причём поезда на участке от Беду до Олорона пустили совсем недавно – летом прошлого года. Хочется верить, что восстановят остальную часть. Не только мы хотим восстановления железной дороги от По до Канфранка.



А пока часть дороги приходится ехать на автобусе (автобус Сомпор–Канфранк–Беду состыкован с расписанием поездов на французской территории). Чтобы было понятнее, приведу карту.



Но пока железной дороги на участке Канфранк–Беду нет, в Олорон проще добираться из Франции. Лететь в Тулузу, оттуда на поезде в По, потом на поезде до Олорона. Нормальные люди так и сделали бы. И заодно получили визу у более лояльных французов. :) Но у нас уже полгода были куплены билеты до Мадрида и поначалу мы хотели пройти по какому-нибудь из испанских маршрутов через горы – Примитиво, Сальвадор или что-то другое. А потом я наткнулась на обсуждение маршрутов из Франции, стала смотреть карту, увидела название Канфранк, про который читала в интереснейшем отчете Светланы, нашла тот самый отчет, который в свое время произвел на меня огромное впечатление, и решение сложилось само собой – мы пойдём Арагонским путём.

Спасибо Светлане за подробные ответы на все мои вопросы, за помощь в разработке вариантов маршрута и просто за шикарную идею.

Не буду пока говорить, как менялся локально наш план. Кое-что мы меняли дома, а кое-что по ходу маршрута и этим мне ещё нравится камино – там нет жестких рамок и можно вносить небольшие изменения по желанию.

Наш маршрут

3 мая, среда: Москва – Афины – Мадрид – Сарагоса (самолет, поезд)
4 мая, четверг: Сарагоса – Канфранк – Беду – Олорон-Сен-Мари (поезд, автобус, поезд)
5 мая, пятница: Олорон – Сарранс (21 км)
6 мая, суббота: Сарранс – Борс (22 км)
7 мая, воскресенье: Борс – Сомпор (16 км)
8 мая, понедельник: Сомпор – Канфранк (7,5 км) – Хака (автобус)
9 мая, вторник: Хака – Сан-Хуан-де-ла-Пенья (автобус) – Аррес (25 км)
10 мая, среда: Аррес – Руэста (27) км
11 мая, четверг: Руэста – Сангуэса (22) км
12 мая, пятница: Сангуэса – Монреаль (27) км
13 мая, суббота: Монреаль – Пуенте-ла-Рейне (30 км) – Памплона (автобус)
14 мая, воскресенье: Памплона – Мадрид – Афины – Москва (поезд, самолет)

Наша дорога к старту пути в нескольких картинках

Крыша вокзала Аточа с нашим направлением. :) Вокзал Аточа очень понравился. Больше всего (кроме зимнего сада под стеклянной крышей) нам понравилась камера хранения. За 4 евро мы сдали все свои рюкзаки и гуляли налегке по городу.



Почти единственная фотография, найденная сделанная в Сарагосе, где мы только переночевали.



Испанская мототабуретка (копирайт наш) из одного вагона: Сарагоса – Канфранк. Ходит два раза в сутки. Очень красивая дорога. В нашем секторе вагона, кроме нас, было несколько туристов, и мы все хором перебегали к окнам с одной стороны вагона на другую, раскачивая вагон и восхищаясь красивыми видами.



Прибыли в Канфранк. Про Канфранк Эстасьон лучше Светланы написать нереально. Пока я даже не знаю, как про него рассказать.



Остановка в Канфранке. Автобус состыкован с расписанием поезда на станции Беду, стыковка 13 минут. Мы надеялись, что успеем купить билеты и поезд без нас не уйдет. Автобус почему-то долго стоял перед въездом в туннель (длина туннеля – 8,6 км сквозь горы), мы начали немного волноваться. Но автобус почти не опоздал. Дорога потрясающе красивая – потом мы по ней будем идти обратно пешком.



А еще в Канфранке самая вкусная вода, которую мы пили (ну, еще в Саррансе, наверное).



Французская мототабуретка на станции Беду (Bedous). Мы пытались купить билеты в автомате на платформе (они там вообще недружелюбные, только Катя с ними может справиться), пока из вагона не вышел какой-то пилигрим, от которого мы узнали, что билеты можно купить в вагоне у контролера.

</a>

Прибыли на станцию Олорон.



Перед поездкой Паша скачал треки в навигатор, т. к. мы не были уверены, что дорога хорошо размечена. Треки нашли в блоге двух братьев-немцев, треки записывали их друзья-швейцарцы. Но шли в основном по стрелкам, только в сложные моменты сравнивали с треком братьев-швейцарцев. Размечен путь хорошо, хотя вразнобой. Каких только указателей мы не встречали! На территории Франции в основном была красно-белая маркировка и указатели с названием маршрута «La voie d'Arles» и номером Grande Randonnée GR 653. Время от времени встречались привычные жёлтые стрелки и ракушки и название пути Сантьяго в разных вариантах. В Испании уже были обычные столбики и стрелки, только менялось направление ракушки: в Арагоне лучи собираются в сторону Сантьяго, а в Наварре наоборот.

Немного разных стрелок и указателей

Наш первый указатель в Олороне около нашего первого альберге.





Этот указатель около собора – отсюда начинается этап из Олорона.







Ну, и куча разных указателей.



Le parc National des Pyrénées


Как здорово, что есть стыковки поезд-автобус-поезд.
Конечно, проще из Франции, через По. Но мы сначала покупаем недорогие билеты по акциям, а потом думаем, что мы с ними будем делать. :)
Я вообще выбор пути с подходящими билетами связываю) Куда будут - тот и пойду:)
Нам бы еще с визой надой связывать. Например, я хочу пройти по Португалии, а они неохотно дают визы чисто под камино, дают под даты поездки, например. Поэтому желательно захотеть в Португалию и отлавливать билеты, когда есть открытый шенген. :)