Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Камино Санабрес. После камино.

Xunqueira de Ambía – Ourense – Santiago – Moscou

Расстояние от Шункейры до Оренсе можно было пройти пешком. Но ближе к Оренсе примерно 10 км дороги проходит через промзону, там очень тяжелый воздух, и мы решили не подвергать заранее такому стрессу наши очищенные в предгорье легкие – впереди Москва.

Рано утром мы встали, вынесли свои вещи в холл, он же кухня, и стали собирать рюкзаки. Вроде даже успели выпить чаю. Когда вышли, было еще темно, но метров через 300 мы вошли в город (альберге в Шункейре находится немного не доходя до города) и дальше шли уже по освещенным улицам. Дошли до нашего вчерашнего кафе, сели за тот же самый столик, написали девочкам пару сообщений о наших планах, чтобы они не волновались. Последнее вчерашнее сообщение от нас было что-то примерно о том, что у нас всё прекрасно, мы уже песни поем, и тут у нас разрядился телефон. (К слову, телефон у Паши с большой батареей и я очень им довольна, заряжали его раз в три дня при очень активном использовании.) Пришел хозяин кафе, спросил у нас, не хотим ли мы что-нибудь. Нет, спасибо, ничего не надо, только вифи. :) Автобус приехал в 7-20, как и было указано в расписании. Автобус – типичный школьный, на подобных мы очень много ездили по Бретани. Он заезжал во все маленькие деревушки по пути, забирал детей, разворачивался и ехал дальше. Некоторые остановки находились прямо рядом с домами этих школьников. Родители провожали детей, заходили в калитку рядом с автобусом и поднимались по лестнице в дом. Когда уже были близко от Оренсе, автобус полностью забился, и я стала думать, неужели школьники будут ехать стоя? Нет, как только все места оказались занятыми, причем водитель разогнал тусовку в задней части салона и рассадил всех на свободные места, подъехал еще один автобус и стал собирать остальных детей. Здорово придумано. А уже в Оренсе, когда проехали мимо нескольких колледжей и университета, и автобус около вокзала почти опустел, оставшихся пассажиров тоже пересадили во второй.

Оренсе из окна автобуса нас не впечатлил – слишком большой, шумный, современный. Много людей, магазинов. Впрочем мы заранее решили, что скорее всего, не будем в нем задерживаться и сразу поедем в Сантьяго. Доехали до автостанции, посмотрели расписание, купили билеты на автобус до Сантьяго, которые отходил через 45 минут. Повезло, не пришлось долго ждать. Перекусили бутербродами.

Дорога до Сантьяго красивая. Галисия в этой части была еще совершенно зеленой, стояло настоящее лето, хоть и 2 ноября. Время от времени мы проезжали через города и деревни с очень знакомыми названиями, видели указатели камино де Сантьяго, было очень грустно. Когда мы въехали в город, вновь увидели указатели. Мне ужасно не хотелось терять связь с дорогой, хотелось пройти по указателям еще хоть чуть-чуть, прежде чем эта дорога, как и несколько других, растворится в большом городе. (Путей Сантьяго много, но все они сливаются, и в Сантьяго можно войти по одной из четырёх дорог – с севера по английскому пути, с востока по французскому, с юго-запада по португальскому, с юго-востока по серебряному, а на запад уходит пятая – дорога из Сантьяго на Финистерру, ее называют эпилог.) Но это всё лирика. И мы пошли в сторону центра, в сторону собора. Было очень тяжело, очень много народу. Хотелось покоя. Мы забронировали заранее отель напротив собора, но в последний момент сняли бронь и решили поселиться в альберге. Сил искать альберге в центре уже не было и мы направились в сторону большого альберге в семинарии.

Краткое лирическое отступление про Сантьяго, Компостелу, Собор Св. Иакова и Святые врата

Итак, мы приехали в Сантьяго, конечный пункт Пути Святого Иакова. Говорят, что нигде в Европе не продают столько билетов в один конец, как в Сантьяго.

Немного статистических данные по количеству пилигримов, совершивших паломничество в некоторые годы с 1986 по 2016 гг. (причем в данном случае были посчитаны только те паломники, которые получили свидетельство о прохождении Пути Compostela, в действительности же цифры намного выше):
1986 – 2 491
1996 – 23 218
2006 – 100 377
2015 – 262 516
2016 – 268 651 (с января по октябрь)

Больше информации можно найти тут: https://oficinadelperegrino.com/en/statistics/

Каждому, кто прошел этот путь, выдается компостела – именной сертификат о прохождении Пути Сантьяго, написанный на латинском языке. Причем важны последние 100 км – без них компостелу не выдают. Компостела выдается на основании паспорта пилигрима – креденсиаля, в котором паломники каждый день ставят печати в местах ночевок или просто по пути.

Мы не прошли последние 100 км, поэтому компостелу не получили, но это не так важно – главное идти, а не прийти, как гласит одна из мудростей камино (lo importante no es llegar, sino caminar).

Сантьяго де Компостела является третьей святыней католического мира (после Иерусалима и Рима), центром католического паломничества. В кафедральном соборе хранятся мощи апостола Святого Иакова. Согласно легенде мощи убитого в 44 году апостола доплыли в ковчеге до современной Галисии, где через восемь столетий их нашёл местный монах, следуя за путеводной звездой. Место это было названо Компостела (от латинского Campus Stellae, "место, указанное звездой").

Каждый год 25 июля отмечается день Святого Иакова. Год, когда этот праздник выпадает на воскресение, называется Святым, или Юбилейным, в этот год открываются Святые врата (Puerta Santa). Юбилейным был 2010 год, следующий юбилейный год – 2021-й. Но в связи с тем, что папа Римский Франциско объявил 2016-й год юбилейным годом Милосердия и открыл Святые врата в кафедральном соборе Рима, были открыты Святые Врата в Соборе Св. Иакова в Сантьяго до 20 ноября 2016 года.

После заселения в альберге вернулись в центр. Было много странных групп пилигримов, одинаково одетых с одинаковыми крошечными рюкзачками за плечами, у одной группы почти детей на шее висели галстуки как пионерские, они шли строем и дали кричали какие-то речевки. :) Много пилигримов по традиции сидели прямо на площади Обрадойро перед собором. Мы зашли в собор через Святые врата, или Врата Прощения (Puerta Santa o Puerta del Perdón). Вот эта дверь обычно закрыта решеткой, которая поднимается только в юбилейные годы, а за этой дверью, в глубине, находятся Святые врата. Над дверью находится изображение Сантьяго и двух его учеников, внизу фигуры 24 пророков и апостолов, в том числе и самого Сантьяго.

День был очень бестолковый и суматошный. Хотелось одновременно есть, спать, побыть одному и идти к людям, гулять по улицам, посидеть на площади перед собором или в кафе... Ходили совершенно без плана, просто куда глаза глядят. Была совершенно опустошенной и растерянной. Поэтому фотографий города почти нет.

Остались какие-то разрозненные картинки в голове. Вид на город и на семинарию по дороге от автостанции. Дорога к семинарии. Вид из окна комнаты в огромной семинарии на город. Дорога от семинарии в город. Улицы. Площадь El Obradoiro. Собор в лесах. Святые врата. Статуя Сантьяго, которую все обнимают за плечи. Люди, много людей.

В семинарии все здороваются. Кто-то здоровался только по-французски, мне это показалось удивительным. На улице в твое загорелое лицо всматриваются пилигримы с таким же загорелыми лицами, хромающей походкой и потерянным взглядом. На площади к нам кидается женщина: вы, наверное, знаете, где можно получить компостелу? Не дожидаясь нашего ответа, кто-то кидается объяснять ей дорогу до пилигримского офиса. На рынке по дороге в семинарию продают нашу галисийскую капустку. :) Много музыки, то там, то здесь. Вот тут играет волынка. Вот тут аккордеон. А это что звучит, такое родное и до боли знакомое? – Группа музыкантов играла вальс Шостаковича. Проходя мимо них, я произнесла удивленно: Шостакович? – и мне кивнули в ответ.

Вернулись в альберге. Немного жаль, что он хоть и находится не очень далеко от центра, но стоит на горе, и вечером, когда включили подсветку, не хватило сил погулять и найти тень паломника, как я хотела. Эх. :)

На следующий день пришли на вокзал, дождались нашего поезда, потом несколько часов ехали в обратном нашему пройденному пешком пути направлении: Сантьяго – Оренсе – Пуэбла де Санабрия – Самора – Сеговия – Мадрид. Ехать было очень интересно, временами железная дорога проходит очень близко от камино Санабрес. Когда мы шли там несколько дней (и полжизни!) назад, мы видели эти рельсы, а теперь мы видели те тропы и дороги, по которым шли пешком. Лента воспоминаний как будто раскручивалась назад.

Через 5 часов мы были в Мадриде на вокзале Chamartín. Для тех, кто приезжает в Мадрид на поезде, есть возможность получить бесплатный билет на электричку Cercanías до аэропорта, терминала Т4. В автомате этой сети можно просканировать свой билет на поезд и получить билет. Мы не стали морочить себе голову и мучить автомат, подошли к кассе, протянули билеты Renfe, сказали, что нам нужно три билета до аэропуэрто пор фавор, и получили эти самые бесплатные билеты. Дальше все просто и банально: электричка – аэропорт, терминал Т4 – шатл до терминала Т2 – ночь в аэропорту – самолет – Рим – Москва, Шереметьево – аэроэкспресс – метро – наша деревня.

Итальянцы очень шумные, испанцы намного спокойнее. Всю дорогу от Рима до Москвы в проходе самолета стояли шумные итальянцы, громко разговаривали, переговаривались через весь салон, активно жестикулировали. Складывалось впечатление, что мы летим на стадионе. :)

Как всегда, были впечатлены нашей погодой, особенно на контрасте. Для московской морозной погоды мы были странно легко одеты, но тем не менее нам хватило нашей одежды пройти 15 минут от метро до дома и не замерзнуть.

Вот и всё.
Tags: камино де сантьяго, камино санабрес

• Сто дней до весны. День 12

Вернемся на 12 лет назад. Январь 2008 г., Кусково.

• Сто дней до весны. День 10

Раздумывала, по какой системе отбирать, но ничего не придумала. Пусть пока будут примерно по дате создания. Это декабрь 2007 г., Коломенское. Много…

• Сто дней до весны. День 8

Ну, раз никому не понравилось с сюрпризом, теперь буду без. :) Снова 2011 г., 4 января. Место все узнали, конечно?

• Сто дней до весны. День 12

Вернемся на 12 лет назад. Январь 2008 г., Кусково.