Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Category:

Пешком по винной дороге Эльзаса

Обычно на майские праздники мы не уезжаем далеко. В начале мая очень красиво у нас, в наших широтах, зачем куда-то ехать. Но в декабре, когда мы задумались о майской поездке, вскоре после прекрасной поездки по Бретани, всей душой я рвалась опять туда же. Мне все говорили, что не стоит зацикливаться на одном регионе, я и сама понимала, что даже одна Франция такая разная и интересная, к тому же дорога до Бретани занимает много времени, а выходных дней всего 4. Поэтому любимую мною Бретань решили оставить на какой-нибудь отпуск, стали думать, куда во Францию можно слетать бюджетно, и тут вспомнили про хороший вариант Люфтганзы Москва–Страсбург: до Франкфурта на самолете, а от Франкфурта до Страсбурга на автобусе. Читали отзывы про такой маршрут, он относительно недорогой и довольно удобный. И уж всяко лучше стандартного: до Парижа со стыковкой, потом переезд через весь город по загруженному и неуютному парижскому метро на вокзал и далее поездом TGV. Тратится много времени на переезд, турист не застрахован от потери билета на поезд в случае опоздания самолета, и вообще довольно долго и утомительно. А тут одна авиакомпания на всем маршруте. (У этого варианта оказался один недостаток — обратно нельзя было заранее зарегистрироваться на сегмент Франкфурт—Москва, пришлось регистрироваться в аэропорту и в результате у нас оказались места в последнем ряду самолета.) Все очень быстро и удобно (учитывая к тому же, что до Внуково нам от дома максимум полчаса в пробке): прилетаем во Франкфурт, проходим границу, ищем нужный гейт в этом же терминале (даже не спускаясь и не поднимаясь в огромном многотерминальном и многоуровневом аэропорту Франкфурта) и оказываемся на автобусной остановке с автобусом Люфтганза. Водитель даже не смотрит билеты (а их нет, есть только бронь), просто сверяется по своему списку (как при электронной регистрации на поездах РЖД). Затем 2,5 часа по прекрасным автобанам Германии и по приличным дорогам Франции и приезжаем к вокзалу Страсбурга в центре города...

Далее предполагалось, что мы будем 4 дня гулять неспешно по Страсбургу с его старинными живописными фахверковыми домами, по его маленькой Франции (Petit France), вдоль каналов, посмотрим прекрасный страсбургский собор (со старинными витражами), поднимемся на его смотровую площадку посмотреть на город с высоты, прогуляемся по его паркам и садам, посмотрим на аистов. Ну, можно съездить на денек в Кольмар («маленькая Венеция»), в Селесту, в замок Верхний Кёнигсбург... Дальше я стала смотреть гугл-карту. Это было большой ошибкой. По ней я находила красивые деревни недалеко от Страсбурга и искала, как можно до них добраться из Страсбурга. Таких деревень накопилось штук 6, а добраться без пересадки можно было лишь до одной. Катя в этот период не могла мне помогать, а как только у нее появилось время, я ей перечислила эти деревни, и тут в воздухе возникло слово «Винная дорога Эльзаса». Как выяснилось, я выбрала деревни, расположенные на дороге с таким названием. Позже оказалось, что многие из них входят в список самых красивых деревень Франции. Узнала, что уже 60 лет как разработан официальный маршрут «Винная дорога Эльзаса» (Alsace Wine Route), вернее, несколько маршрутов: автомобильный, велосипедный и пешеходный. И Катя легкомысленно предложила: а не пройти ли нам по винной дороге пешком? И останавливаться на ночь в разных маленьких деревнях по пути. Ну, положим, все 170 км с посещением более 70 живописных деревень мы не осилим за 4 дня, да и не нужно, но хотя бы часть? Увлечь меня совсем нетрудно, и уже вечером у нас были брони 5 отелей на 5 предполагаемых ночей.

Выбрала две крайние деревни: самую северную из своего списка и самую южную, расстояние между ними оказалось всего 53 км (в масштабах Москвы это от Мытищи до Внуково через центр города). И стали прокладывать маршрут. Нормальные люди сначала бы обдумали маршрут, а потом искали отели по пути, и сделали бы это за пару месяцев до поездки как минимум. Нам же, за неделю до поездки, пришлось сделать с точностью до наоборот: мы искали свободные отели в деревнях по дороге, а потом под них подстраивали свой маршрут. Получилось не оптимально, конечно, но отказаться от идеи мы уже не могли (хотя бронь отеля в Страсбурге на все ночи держала до последнего). Кстати, этот вариант экономнее первого с многочисленными переездами по железной дороге с недешевыми билетами. Все свои вещи, правда, приходилось всю дорогу тащить на себе, но это же не 80-литровый 20-килограммовый рюкзак с палаткой, спальником, продуктами на неделю и прочими канами и посудой, как в нормальном походе, а всего-навсего 30 литров по 7–8 кг.



Итак, Эльзас, самый цветочный регион Франции.

Автомобиль по-эльзасски



Есть несколько версий происхождения названия региона. Мне больше всего нравится вариант от галло-римского «Alisauia» или «Alisetum», что означает «утес», «отвесная скала», т. е. «страна у подножья отвесных скал». Это согласуется с расположением Эльзаса у подножья Вогезов, горной цепи с обрывистыми горами длиной 170 км, простирающейся с севера на юг параллельно реке Рейн. (Кстати, на другом берегу Рейна есть симметричный ему горный массив под названием Шварцвальд.)

Население Эльзаса, в основном, этнически-немецкое, эльзасский диалект очень похож на немецкий, архитектура и кухня ближе к Германии, но топографические названия, сохраняющие немецкое написание, читаются по правилам французского языка. Например, название Eguisheim часто произносят как Эгишем, а французы его называют Эгисайм (и мы так будем). А названия некоторых деревень мы так и не научились правильно произносить. Буду учиться по мере продвижения по нашей карте.

Теперь о картах. У нас была такая вот карта, приведу для наглядности (можно рассмотреть подробнее):



На ней я отметила деревни и города, через которые мы проходили, белыми стрелками указала направление перемещений пешком, синими — общественным транспортом. Сама винная дорога показана красной линией.

Кроме того, на каждый из 4 дней мы распечатали в подробном масштабе гугл-карту, но пользовались все равно навигатором. Оценили навигатор в полной мере. Паша у нас был штурманом (прекраснейшим). Он загрузил карту Франции (с OSM, OpenStreetMap, открытая карта, которая работает по принципу Википедии), отметил интересные точки, все отели и нужные нам вокзалы. Навигатор находил кратчайшие дороги между точками, прокладывая нам маршрут не по трассе, а по тропинкам через виноградники с очень живописными видами. (Не понимаю людей, которые проносятся по этому маршруту на автомобилях!) Нам самим было бы сложно решиться свернуть на малозаметную дорогу, которая уходила резко вверх или вниз, и неизвестно, куда выведет. Навигатору верили, и он ни разу не подвел.

Наш план (ter — региональный поезд, просто стрелка — пешком).

День 0.

Moscou (Vnukovo) → Frankfurt (bus) → Strasbourg (hotel)

День 1.

Strasbourg (ter) → Obernai → Bernardswiller → Saint-Nabor → Les Amis du Mont Sainte Odile → Chateau de Landsberg → Heiligenstein → Barr (hotel)

День 2.

Barr → Mittelbergheim → Andlau → Itterswiller → Nothalten → Blienschwiller → Dambach-la-ville (ter) → Selestat (hotel)

День 3.

Selestat (bus) → Ribeauville → Hunawihr → Riquewihr → Kientzheim → Kaysersberg → Ammerschwihr (hotel)

День 4.

Ammerschwihr → Katzenthal → Niedermorschwihr → Turckheim → Wintzenheim → Wettolsheim → Eguisheim (hotel)

День 5.

Eguisheim (taxi) → Colmar (ter) → Strasbourg (bus) → Frankfurt → Moscou (Vnukovo)



Да, забыла о главном. Винная дорога Эльзаса проходит через виноградники мимо склонов Вогезов, то поднимаясь немного в горы, то спускаясь в долины. Она проходит через кучу винных хозяйств с древними традициями, которые эльзасцы бережно сохраняют. По пути много мест, где можно продегустировать и купить вина, производимые в этом хозяйстве. К сожалению, дегустационно-эстетическая сторона маршрута (то ради чего многие и пускаются в путь по винной дороге) нами была отброшена, и мы сосредоточились только на визуально-эстетической. Поэтому для нас были совершенно бессмысленными многочисленные плакаты, рассказывающие с какого дремучего 1629, скажем, года существует хозяйство, какие сорта винограда выращивает, какие сорта вин производит и какое из них с какими продуктами сочетается. Но тем не менее, название самого популярного эльзасского вина гевюрцтраминне́р (Gewurztraminner) мы сначала читали по слогам, а к концу поездки научились произносить наизусть без запинки.

Все записи об этой поездке:

Пешком по винной дороге Эльзаса (план)
Страсбург
Эльзас, день 1-й: от Оберне до Барра
Эльзас, день 1-й: Барр
Эльзас, день 2-й: от Барра до Селесты
Эльзас, день 2-й: Андлау
Эльзас, день 2-й, пасторальный
Эльзас, на исходе 2-го дня
Эльзас, день 3-й, пасмурный: от Рибовилле до Риквира
Эльзас, день 3-й, Кайзерсберг
Эльзас, день 4-й, солнечный
Эльзас, день 5-й, заключительный: Страсбург
Tags: франция, эльзас
Subscribe

  • Под стук колес: Великий Новгород и Углич

    Давно не ездила ночными поездами, но за субботу-воскресенье мы проехали на поезде из Москвы в Великий Новгород и Углич и вернулись в Москву. Маршрут…

  • Карточный домик - 2

    2 -- это не значит второй сезон, это значит вторая попытка. Решили-таки его досмотреть, начиная с середины второго сезона, где мы бросили. Досмотрели…

  • Простые радости

    Не хотела писать пост – подведение итогов, давно уже перестала, но передумала. Год был непростой (хотя были годы намного тяжелее), но интересный, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

  • Под стук колес: Великий Новгород и Углич

    Давно не ездила ночными поездами, но за субботу-воскресенье мы проехали на поезде из Москвы в Великий Новгород и Углич и вернулись в Москву. Маршрут…

  • Карточный домик - 2

    2 -- это не значит второй сезон, это значит вторая попытка. Решили-таки его досмотреть, начиная с середины второго сезона, где мы бросили. Досмотрели…

  • Простые радости

    Не хотела писать пост – подведение итогов, давно уже перестала, но передумала. Год был непростой (хотя были годы намного тяжелее), но интересный, и…