Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

Карты I: пики

Наконец-то спектакль отлежался в голове и смогла что-то написать. В первый момент было просто потрясение и в голове только крутилось: что пытался до нас донести режиссер, Робер Лепаж, для чего он поставил этот спектакль, что хотел нам сказать... На первый взгляд, куча оборванных сюжетных линий, не связанных друг с другом...

Начну с того, что на спектакль попала чисто случайно: Катя Подсолнух подарила свой билет. Как она написала, "любовью не торгую"... До этого я ни разу не бывала на спектаклях Лепажа, хотя, конечно, наслышана была много.
В этот день в голове была полная сумятица, кучу дел приходилось держать в голове и я боялась, что на таком фоне спектакль пройдет мимо. В метро пыталась расслабиться и выбросить лишние мысли и многочисленные проблемы из головы.

Спектакль-игра в чистом виде. Игра с пространством — спектакль идет на круглой сцене, а зрители сидят вокруг. Действие абсолютно симметричное и равноправное и одинаково воспринимается со всех сторон. Игра идет на трех языках, на нескольких табло субтитры. Действие очень неторопливое, иногда даже медлительное, но смена сцен происходит практически мгновенно, как в кино.

Крутится сцена-подиум, актеры ходят по кругу, то по движению и тогда перемещаются намного быстрее, то против, и тогда их движение замедляется.

Несколько сюжетных линий, ничем не связанных друг с другом, быстро сменяют друг друга, как калейдоскоп. Объединены только местом действия — все происходит в пустыне или в отеле. И конечно, картами — пики как символ беды, болезни или неприятности.

Игра и карты проходят через весь спектакль: само название, место действия Лас-Вегас, какие-то эпизоды происходят в казино, разговоры вокруг игр и карт... Кроме того, притча, в которой игральные карты для кого-то становятся библией.

Солдату надоедает быть шестеркой в чужой игре, он организует игру по своим правилам, где он король. В той игре его должны в скором времени послать убивать других, здесь он организовал свое собственное убийство.

Пара молодоженов, которые поженились, уже изрядно надоев друг другу. Она цепляется за него, он постоянно от нее отворачивается. Он — головастый физик-теоретик, она — глупенькая сиделка в приюте для престарелых и постоянно ставит его в неловкое положение. Появляется как бог из машины некий герой-ковбой и переворачивает их ситуацию с ног на голову, как карту, ничего по сути не меняя... Ночью уводит физика в казино, уговаривает играть. Тот всю ночь играет, презрительно и равнодушно, выигрывает кучу денег, и с чем большим презрением и равнодушием он играет, тем больше денег он выигрывает. Когда сумма становится большой и он начинает строить планы, стремительно начинает проигрывать и теряет всё. И в этот момент понимает, что теряет Её. Она в это же самое время проводит ночь с тем же ковбоем в несуществующем номере на несуществующем этаже отеля "разбитых сердец". И когда Он приходит в Ней и рассказывает всё, что с ним произошло, Она ему отвечает, что уже поздно, она ему изменила и получила то, чего никогда не получала от Него, ласку и внимание, нежность и понимание... Удастся ли им найти поддержку и понимание друг в друге?..

Горничная в отеле, нелегал с чужим паспортом, думает, что смертельно больна. Идет к врачу, который лечит нелегалов и берет за это огромные деньги. Она спокойно крадет деньги на лечение из огромных чаевых у своей молодой коллеги, а когда узнает, что у нее железное здоровье, а причина недомоганий всего лишь в ранней менопаузе, платит за пару анализов и рентген тысячу долларов из ворованных денег и ужасается своего поступка... Как были страдания, так и остались, изменились ценности, что важно...

Бывший игрок, успешный английский продюссер с телевидения, любящий свой дом, работу, жену и ребенка, врал всем кругом, мучился от вранья и начинал уже сам верить в него, изменял любимой жене с девушкой, с которой единственно был откровенен и рассказывал всю правду. Она — бывшая алкоголичка и понимала его. Когда он не без провокации опять сел за карточный стол, только один раз, девушка почувствовала его ложь и ушла от него со словами: "Мне с тобой небезопасно стало оставаться". Он постоянно находился под страхом потерять дом, частную школу для ребенка, работу, мучился от преследований кредиторов за прошлые долги. Все бросает и уходит в пустыню.

Самая яркая сцена спектакля происходит в пустыне. Человек идет по кругу, постепенно всё теряя: сумку, кейс, одежду. Остается абсолютно голым с часами на руке, движение ускоряется и он падает. В следующий момент он лежит распластавшись, с головой накрытый белой простыней, а индеец (очень похожий на ковбоя из отеля) копает яму. Человек зашевелился, ковбой произносит: "ты сильно обгорел", разговаривает с ним про часы на руке, сбрасывает его в яму и закапывает. :) Но мы уже понимаем, что нельзя такие игры принимать за чистую монету и ждем, что будет дальше. Показывают голову, торчащую из "песка", потом индеец вытаскивает англичанина из ямы и произносит: "теперь твоя кожа намного лучше". После он дает ему выпить какое-то жуткое зелье и шаманит над ним, заставляя его страшно страдать. После этого говорит: "Теперь ты можешь идти" — "Куда?" — "Домой"... Самая светлая сцена. Пройдя через мучения, он должен понять, что истинная ценность — его дом и родные, ценность, которую нельзя терять. А не остановившиеся часы, за которые он цеплялся всю жизнь, носил не снимая с того момента, ка снял их с умершей матери.

Понимаю, что записала хаотично, не удалось найти подходящую форму... И еще остаются вопросы... Название нам намекает, что это начало тетралогии. Посмотрим, что будет дальше. В любом случае, это было просто захватывающее зрелище.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments