Ольга (luchar) wrote,
Ольга
luchar

Categories:

Автомобиль — не роскошь...

Теперь хочу немного рассказать про транспорт Парижа, как общественный (метро, RER), так и личный. Опишу наш опыт и наши наблюдения, не претендуя на полноту и широту. В основном, для себя, для памяти...


Начну с RER, т.к. именно с него началось наше знакомство с городом. Поезд RER — это один из трех вариантов добраться до города из аэропорта Шарль-де-Голль (SDG), можно еще автобусом и такси. Автобус идет на полчаса дольше, а такси по понятным причинам отпало в отборочном туре. Поскольку мы приехали в сильный снегопад, поезда RER ходили с большими интервалами, на перроне SDG собралась целая толпа, из динамика постоянно звучали оптимистично-истеричные объявления: мол, не переживайте, поезд обязательно придет, сейчас всем трудно и т.п. Было бы весело, если бы мы так не устали (стыковка в Риге + часовое ожидание в самолете перед выходом + долгое ожидание затерявшегося в снегах SDG нашего багажа в лице одной сумки). Поезд пришлось ждать тоже час, потом ехать в битком набитом вагоне, смотреть, как французы берут штурмом вагон на следующих остановках (дикие люди — у нас бы набилось в два раза больше!), ехать через снега, глядя на незамысловатый индустриальный пейзаж в духе наших Химок или Мытищ. В общем, поездка ничем не отличалась от поездки в час пик в какой-нибудь пригородной электричке вроде Пушкино–Москва. Сама электричка, правда, намного грязнее. Метро в воскресенье вечером нам тоже показалось очень грязным и замусоренным (как, скажем, красная ветка выходным вечером после футбольного матча Спартака), с неприятными запахами и очень запутанным. Но тем не менее, что-то неуловимое интересное время от времени попадалось: какие-то элегантные фишки, которые придавали даже такому грязному метро то, что называется парижским шармом (это слово — не просто слово, оно действительно лучше всего передает дух города). На этом негатив, видимо, заканчивается. Вообще, принято считать, что транспорт во Франции и Париже — худшее, что там есть. Не знаю. Мне даже такой скорее понравился, чем нет. :) Теперь о положительном.



Мне очень понравилось, что RER и метро образуют единую сеть скоростного городского транспорта. Она использует единые билеты (все метро — это одна зона, а дальше идет по зонам, как у нас в пригородных поездах). Пересесть с метро на поезд РЕР можно на общих станциях пересадки. Это очень удобно. Как, скажем, если бы у нас поезд из Мытищ доезжал не до Ярославского вокзала, из которого надо зайти в метро уже по другой карточке, а можно было бы доехать на нем до Библиотеки им. Ленина и там куда надо пересесть, не выходя из метро, или до Юго-Западной, или даже еще дальше, например, во Внуково. Конечно, с непривычки кажется очень сложно, тем более, что на некоторых станциях пересекается очень много разных линий: например, на станции Шатле (Châtelet) пересекается 7 линий — 4 линии метро и три RER. Но навигация работает нормально и если в первый день я думала, что за несколько дней ни за что не разберусь в этой путанице линий и станций, то буквально на третью поездку я уже поняла принцип (главное — знать конечную станцию нужного направления, поэтому желательно иметь с собой большую схему метро). Выходов метро очень и очень много. Есть замысловатые и странноватые, вроде такого, похожего на елочную игрушку.



Есть просто как подземный переход или эскалатор прямо с улицы. Некоторые такие входы очень узкие, лестница буквально на одного человека, без автоматов по продаже билетов и ровно с одним турникетом. Кассы есть не на всех станциях, зато повсеместно несколько автоматов по продаже билетов (в них можно купить сразу и на RER), автоматы принимают как наличные, так и карты. Автоматы еще удобны тем, что там можно выбрать английский язык.

Двери в метро бывают трех типов (полностью автоматические, с кнопкой и рычажком, который надо повернуть, если хочешь выйти). Отдельный аттракцион — поезда без машиниста. Нам понравилось вставать около переднего стекла и смотреть на рельсы и станции впереди, причем некоторые станции видны с предыдущей. Что еще? Везде в метро есть автоматы по продаже всяких напитков. Есть высокие скамейки–"заборчики", на них можно просто присесть на минутку в ожидании поезда.

На парижских автобусах мы не ездили, хотя была возможность поехать на ночном автобусе, когда метро уже не работало. Мы хотели дойти пешком, хотя и очень устали.



Теперь еще раз о грустном. Вернувшись домой, сразу обратила внимание, насколько наше удобное по навигации и относительно чистое московское метро недружелюбно по отношению к иностранцам (и не только к ним). Во-первых, везде кириллица. Ну, это еще полбеды — понаехали тут и учите кириллицу запомнить название станции как-то можно, записать, держать перед глазами... Но понять наши многословные объявления... Совсем они не вписываются в ритм метро и очень раздражают. Сразу вспоминается анекдот про эстонское метро: "ааасторооожно! двеееери заааакрываааются. Слеееедууующааая стааанция..." Зачем нужно это объявление? При закрывании двери достаточно звукового сигнала. В идеале, чтобы было световое табло, как на некоторых поездах, на котором отображается название следующей станции (только название! и ничего, кроме названия! у нас же там столько мусора...). А саму станцию, мне кажется, можно объявлять, как в Париже, два раза, перед остановкой и перед момент открывания двери: "Шатле. Шатле!" Избыточная информация (станция такая-то, переход на такую-то линию и про прочие забытые вещи...) на непонятном языке наверняка очень путает приезжих. И еще. Почему наше метро такое громкое? Почему в Париже (и не только) оно бесшумное и можно спокойно в метро разговаривать? Ну, и наши сиденья визави мне тоже очень не нравятся...


Теперь про личный транспорт. Меня сразу поразило, что воздух в центре Парижа намного чище, чем в Москве. Не знаю, с чем это связано. Либо бензин у них лучше, либо машин меньше. Пробок мы ни разу не видели (наверняка они бывают, просто нам не встретились).



Очень много маленьких двухместных автомобилей.




Есть сеть проката электромобилей Autolib'.







Она построена по образцу популярной парижской сети проката велосипедов Vélib'.








Ну, и много вообще велосипедов и мотоциклов. Конечно, это сразу бросается в глаза и я их нащелкала в большом количестве.












Нас таким, конечно, не удивишь, у нас тоже зимой на велосипедах рассекают. Да и туристические двухэтажные автобусы появились.













Для вело-мототранспорта есть свои светофоры:










Tags: париж, франция
Subscribe

  • Простые радости

    Не хотела писать пост – подведение итогов, давно уже перестала, но передумала. Год был непростой (хотя были годы намного тяжелее), но интересный, и…

  • Про солнце в ноябре

    Без солнца и света тяжелее всего. Но пока оно еще случается. Просто парочка засвеченных солнечных кадров из соседнего парка.

  • Грустная осень

    В поздней осени есть что-то от ранней весны. Мягкие краски, мягкий свет, прозрачность. Даже цветовая гамма похожа. Но осенью вся эта красота…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • Простые радости

    Не хотела писать пост – подведение итогов, давно уже перестала, но передумала. Год был непростой (хотя были годы намного тяжелее), но интересный, и…

  • Про солнце в ноябре

    Без солнца и света тяжелее всего. Но пока оно еще случается. Просто парочка засвеченных солнечных кадров из соседнего парка.

  • Грустная осень

    В поздней осени есть что-то от ранней весны. Мягкие краски, мягкий свет, прозрачность. Даже цветовая гамма похожа. Но осенью вся эта красота…